Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Рад приветствовать Вас на страницах блога andrejgrechuha.ru. Сегодня речь пойдет о проверке датчика температуры охлаждающей жидкости автомобиля. Многие автолюбители винят его во множестве неполадок при работе своего железного коня, не зная при этом как он работает и какую информацию выдает блоку управления двигателем.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) представляет собой термистор, который изменяет свое сопротивление при нагреве и остывании мотора автомобиля. В большинстве случаев он имеет отрицательный температурный коэффициент.

То есть попросту говоря его сопротивление уменьшается с увеличением температуры. Если вспомнить двигатели с простым карбюратором, то многие автолюбители знают не понаслышке, что такое подсос. Так вот при помощи воздушной заслонки в зимний период топливно-воздушную смесь в ручную делали обогащенной, что необходимо непрогретому двигателю для стабильной работы и развития номинальной мощности.

По мере прогрева двигателя водитель постепенно открывал воздушную заслонку, что приводило к обеднению топливно-воздушной смеси. К чему это я вас подвожу. А вот к чему. Современные системы впрыска можно по праву назвать «высокоинтеллектуальными», т.е. они в автоматическом режиме обогащают и обедняют топливно-воздушную смесь, увеличивают подачу топлива, регулируют опережение зажигания и т.д.

Так вот тот самый пресловутый ДТОЖ в работе систем впрыска является тем же самым «подсосом», как в стареньких авто или вернее сказать источником информации для блока управления двигателем, о том, холодный двигатель или горячий.

Получив информацию о температуре охлаждающей жидкости двигателя, блок управления уменьшает или увеличивает подачу топлива в цилиндры двигателя. Если ДТОЖ будет неправильно «информировать» блок управления двигателем, то он в свою очередь будет подавать излишнее количество топлива или недостаточное, что несомненно отразится на работе самого двигателя и его экономичности.

Поэтому если на вашем автомобиле электронная система впрыска и появились жалобы на повышенный расход топлива, черный дым из выхлопной трубы, затрудненный запуск холодного двигателя, то необходимо проверить работу ДТОЖ. Сопротивление ДТОЖ при температуре 0 градусов по цельсию должно быть в пределах от 4800 до 6600 Ом. При полностью прогретом двигателе его сопротивление должно составлять в пределах 200-300 Ом.

Для его проверки найдите этот датчик на двигателе. В основном он установлен в тройнике на блоке цилиндров двигателя и имеет два или четыре вывода.

Используя электрическую схему впрыска автомобиля определите сигнальный вывод на фишке датчика.

Отогните защитный резиновый колпачок на штекере датчика. Подсоедините отрицательный провод вольтметра к корпусу двигателя. Положительный провод вольтметра подключите к сигнальному проводу датчика.

Включите зажигание и заведите двигатель. Вольтметр должен показать какую ту величину напряжения и оно должно уменьшаться по мере прогрева двигателя. Ниже привожу таблицу типичных значений напряжения и сопротивления ДТОЖ

Безымянный

Используя эту таблицу вы с легкостью сможете сделать заключение о правильности работы ДТОЖ.

Обычной проблемой является то, что сопротивление (и напряжение) изменяется вне нормальных пределов диапазона. К примеру если нормальное значение напряжение на ДТОЖ на холодном двигателе составляет 2,0 вольта и 0,5 вольта на горячем, то неисправный датчик температуры может выдавать напряжение 1,5 вольта на холодном и 1,25 вольта на горячем двигателе, что приведет к затрудненному пуску холодного двигателя и его работе на богатой смеси на горячем.

В этом случае на диагностике не будут выдаваться коды неисправностей, так как датчик работает в пределах своих параметров. Такой датчик подлежит обязательной замене. Если измеренное напряжение на сигнальном выводе датчика составляет 5 вольт, тогда имеет место обрыв в датчике. Если напряжение равно 0 вольт, тогда мы имеем дело с замыканием цепи подачи напряжения на «землю» или напряжение вообще на датчик не подается.

Если напряжение на датчике равно о вольт.

-проверьте, что контакт для сигнала датчика не замкнут на «массу».

-прозвоните провода для подачи напряжения от электронного модуля управления до датчика.

Если провода идущие на датчик нормальные, а напряжение отсутствует, то проверьте подачу напряжения и заземления на электронном блоке управления. Если соединения в норме, тогда вероятно неисправность кроется в самом блоке управления. Если измеренное напряжение 5 вольт и не изменяется с прогревом двигателя, то скорее всего имеет место:

-контакт для сигнала в штекере ДТОЖ не обеспечивает контакта с датчиком

-цепь датчика разорвана

-цепь заземления датчика разомкнута

Бывает так, что измеренное напряжение на сигнальном контакте датчика равно напряжению аккумуляторной батареи. В этом случае проверьте наличие короткого замыкания на провод, соединенный с плюсовым контактом аккумулятора или на провод, подающий питание. Ну вот мы почти с вами и разобрались с датчиком температуры.

А теперь еще рассмотрим проверку сопротивления ДТОЖ, снятого с двигателя. Таблица сопротивления датчика в зависимости от температуры у вас есть. Для того, чтобы измерить соответствие сопротивления температуре нам понадобиться какой-нибудь сосуд, в котором будем на плите нагревать воду. К примеру берем кастрюлю у жены :wink: . К контактам датчика подключаем омметр и опускаем аккуратно датчик в воду так, чтобы часть, где расположены контакты не были залиты водой. В кастрюлю опускаем водяной термометр, записываем температуру воды и величину сопротивления датчика. Далее ставим на огонь и к примеру при температурах 20,30,40,60,80,100 градусов по Цельсию записываем значения сопротивления датчика. Потом сравниваем полученные величины сопротивления в соответствии с таблицей.

Сейчас рынок автозапчастей забит в основном запчастями китайского производства. Если вы приобретете недорогой такой датчик температуры, нет гарантии, что он будет работать в заданном диапазоне. Часто такие датчики приводят к неудовлетворительной работе двигателя.

Поэтому старайтесь найти оригинальный датчик. Но все же если нет такой возможности найти оригинал, а ездить нужно, то можно предложенным выше способом и используя таблицу значений сопротивления в зависимости от температуры выбрать из нескольких китайских датчиков один более менее соответствующий данной таблице.

Еще можете почитать посты на тему проверка датчика положения коленчатого вала, проверка регулятора холостого хода, проверка датчика массового расхода воздуха и проверка датчика холла.

Чтобы получать новые статьи себе на почту, подпишитесь по RSS. Пока!

***Рекомендую прочитать:

*Добавить статью в закладки:

Оставить комментарий