Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Рад приветствовать Вас на страницах блога andrejgrechuha.ru. Сегодня речь пойдет о проверке датчика температуры охлаждающей жидкости автомобиля. Многие автолюбители винят его во множестве неполадок при работе своего железного коня, не зная при этом как он работает и какую информацию выдает блоку управления двигателем.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) представляет собой термистор, который изменяет свое сопротивление при нагреве и остывании мотора автомобиля. В большинстве случаев он имеет отрицательный температурный коэффициент.

То есть попросту говоря его сопротивление уменьшается с увеличением температуры. Если вспомнить двигатели с простым карбюратором, то многие автолюбители знают не понаслышке, что такое подсос. Так вот при помощи воздушной заслонки в зимний период топливно-воздушную смесь в ручную делали обогащенной, что необходимо непрогретому двигателю для стабильной работы и развития номинальной мощности.

По мере прогрева двигателя водитель постепенно открывал воздушную заслонку, что приводило к обеднению топливно-воздушной смеси. К чему это я вас подвожу. А вот к чему. Современные системы впрыска можно по праву назвать «высокоинтеллектуальными», т.е. они в автоматическом режиме обогащают и обедняют топливно-воздушную смесь, увеличивают подачу топлива, регулируют опережение зажигания и т.д.

Так вот тот самый пресловутый ДТОЖ в работе систем впрыска является тем же самым «подсосом», как в стареньких авто или вернее сказать источником информации для блока управления двигателем, о том, холодный двигатель или горячий.

Получив информацию о температуре охлаждающей жидкости двигателя, блок управления уменьшает или увеличивает подачу топлива в цилиндры двигателя. Если ДТОЖ будет неправильно «информировать» блок управления двигателем, то он в свою очередь будет подавать излишнее количество топлива или недостаточное, что несомненно отразится на работе самого двигателя и его экономичности.

Поэтому если на вашем автомобиле электронная система впрыска и появились жалобы на повышенный расход топлива, черный дым из выхлопной трубы, затрудненный запуск холодного двигателя, то необходимо проверить работу ДТОЖ. Сопротивление ДТОЖ при температуре 0 градусов по цельсию должно быть в пределах от 4800 до 6600 Ом. При полностью прогретом двигателе его сопротивление должно составлять в пределах 200-300 Ом.

Для его проверки найдите этот датчик на двигателе. В основном он установлен в тройнике на блоке цилиндров двигателя и имеет два или четыре вывода.

Используя электрическую схему впрыска автомобиля определите сигнальный вывод на фишке датчика.

Отогните защитный резиновый колпачок на штекере датчика. Подсоедините отрицательный провод вольтметра к корпусу двигателя. Положительный провод вольтметра подключите к сигнальному проводу датчика.

Включите зажигание и заведите двигатель. Вольтметр должен показать какую ту величину напряжения и оно должно уменьшаться по мере прогрева двигателя. Ниже привожу таблицу типичных значений напряжения и сопротивления ДТОЖ

Безымянный

Используя эту таблицу вы с легкостью сможете сделать заключение о правильности работы ДТОЖ.

Обычной проблемой является то, что сопротивление (и напряжение) изменяется вне нормальных пределов диапазона. К примеру если нормальное значение напряжение на ДТОЖ на холодном двигателе составляет 2,0 вольта и 0,5 вольта на горячем, то неисправный датчик температуры может выдавать напряжение 1,5 вольта на холодном и 1,25 вольта на горячем двигателе, что приведет к затрудненному пуску холодного двигателя и его работе на богатой смеси на горячем.

В этом случае на диагностике не будут выдаваться коды неисправностей, так как датчик работает в пределах своих параметров. Такой датчик подлежит обязательной замене. Если измеренное напряжение на сигнальном выводе датчика составляет 5 вольт, тогда имеет место обрыв в датчике. Если напряжение равно 0 вольт, тогда мы имеем дело с замыканием цепи подачи напряжения на «землю» или напряжение вообще на датчик не подается.

Если напряжение на датчике равно о вольт.

-проверьте, что контакт для сигнала датчика не замкнут на «массу».

-прозвоните провода для подачи напряжения от электронного модуля управления до датчика.

Если провода идущие на датчик нормальные, а напряжение отсутствует, то проверьте подачу напряжения и заземления на электронном блоке управления. Если соединения в норме, тогда вероятно неисправность кроется в самом блоке управления. Если измеренное напряжение 5 вольт и не изменяется с прогревом двигателя, то скорее всего имеет место:

-контакт для сигнала в штекере ДТОЖ не обеспечивает контакта с датчиком

-цепь датчика разорвана

-цепь заземления датчика разомкнута

Бывает так, что измеренное напряжение на сигнальном контакте датчика равно напряжению аккумуляторной батареи. В этом случае проверьте наличие короткого замыкания на провод, соединенный с плюсовым контактом аккумулятора или на провод, подающий питание. Ну вот мы почти с вами и разобрались с датчиком температуры.

А теперь еще рассмотрим проверку сопротивления ДТОЖ, снятого с двигателя. Таблица сопротивления датчика в зависимости от температуры у вас есть. Для того, чтобы измерить соответствие сопротивления температуре нам понадобиться какой-нибудь сосуд, в котором будем на плите нагревать воду. К примеру берем кастрюлю у жены 😉 . К контактам датчика подключаем омметр и опускаем аккуратно датчик в воду так, чтобы часть, где расположены контакты не были залиты водой. В кастрюлю опускаем водяной термометр, записываем температуру воды и величину сопротивления датчика. Далее ставим на огонь и к примеру при температурах 20,30,40,60,80,100 градусов по Цельсию записываем значения сопротивления датчика. Потом сравниваем полученные величины сопротивления в соответствии с таблицей.

Сейчас рынок автозапчастей забит в основном запчастями китайского производства. Если вы приобретете недорогой такой датчик температуры, нет гарантии, что он будет работать в заданном диапазоне. Часто такие датчики приводят к неудовлетворительной работе двигателя.

Поэтому старайтесь найти оригинальный датчик. Но все же если нет такой возможности найти оригинал, а ездить нужно, то можно предложенным выше способом и используя таблицу значений сопротивления в зависимости от температуры выбрать из нескольких китайских датчиков один более менее соответствующий данной таблице.

*Добавить статью в закладки:

Оставить комментарий