Датчик массового расхода воздуха. Проверка и ремонт

Здравствуйте! В этой статье рассмотрим подробно такие вопросы: как проверить датчик массового расхода воздуха(дмрв) потенциометрического типа и ремонт датчика массового расхода воздуха. Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте сначала рассмотрим предназначение дмрв на автомобиле и его устройство.

Предназначение ДМРВ на автомобиле

Датчик массового расхода воздуха на автомобиле с электронной системой управления двигателем предназначен для определения нагрузки на двигатель и формирования на своем выходе электрического сигнала, пропорционально его нагрузке. При открытии дроссельной заслонки увеличивается поступление воздуха в двигатель и тем самым увеличиваются его обороты. Но если при этом не подать должного количества бензина, то двигатель попросту не будет развивать оборотов и глохнуть.
В этом случае датчик массового расхода воздуха определяет количество всасываемого воздуха двигателем и формирует на выходе электрический сигнал. В датчике потенциометрического типа сигналом будет увеличивающееся на выходе напряжение. Данное напряжение поступает на электронный блок управления, блок управления на основе этого сигнала увеличивает подачу топлива при помощи форсунок в двигатель. Тем самым обеспечивается стабильная работа двигателя на всех режимах его работы.

Устройство ДМРВ

В ДМРВ потенциометрического типа в качестве измерительного элемента используется флюгер, который при помощи своей оси передает свое отклонение от потока воздуха потенциометру. Чем больше поток воздуха, тем больше отклоняется флюгер и перемещает ползунок потенциометра.

Неисправности датчика массового расхода воздуха потенциометрического типа

Основной неисправностью таких датчиков является износ резистивного слоя потенциометра. На большинстве потенциометров используется две параллельные токопроводящие дорожки. Со временем они протираются от перемещения ползунка. Тем самым теряется контакт и напряжение на выходе такого датчика при перемещении ползунка становится прерывистым. ЭБУ двигателем при обработке такого сигнала не знает, обогащать смесь или обеднять. Двигатель при этом начинает «колбасить», т.е. обороты прыгают.В этом случае назревает необходимость проверки ДМРВ.

Проверка ДМРВ

Для проверки работоспособности датчика массового расхода воздуха потенциометрического типа необходимо на сигнальном выводе датчика проверить напряжение, которое должно плавно возрастать при медленном и равномерном отклонении флюгера датчика(или по другому при равномерном движении полозка по дорожке потенциометра.

Если показания вольтметра начинают хаотично меняться при движении полозка, то это говорит о износе резистивного слоя датчика и такой датчик подлежит замене или в худом случае его можно попробовать отремонтировать. Измерение нужно проводить при помощи стрелочного вольтметра.

Применение цифрового мультиметра в этом случае малоэффективно. Но более точные результаты можно получить произведя проверку потенциометра при помощи автомобильного мотортестера(осциллографа).

Еще хочу остановиться на следующем. Некоторые диагносты не зная толком предназначение ДМРВ в системе управления двигателем часто вскрывают его крышку и проводят его регулировку.

Не зная то, для чего он нужен, они зачастую добиваются того, что после такой такой регулировки машина попросту не хочет ехать, из трубы валик черный дым, двигатель как бы захлебывается.
В этом случае после таких горе мастеров приходится по новому производить регулировку датчика массового расхода воздуха.

Регулировка ДМРВ потенциометрического типа

В чем собственно заключается такая регулировка? В заглушенном состоянии двигателя поток воздуха через ДМРВ отсутствует и флюгер датчика находится в закрытом состоянии. При этом ползунок потенциометра находится в самом начале дорожки потенциометра и напряжение на нем составляет несколько десятых вольта. При запущенном двигателе имеется определенный расход воздуха и соответственно флюгер потенциометра отклоняется на определенный угол.

Ползунок на дорожке занимает какое то определенное положение и соответственно напряжение. Для любого блока управления двигателем есть определенные значения напряжения с датчика при разных нагрузочных режимах двигателя. Так вот если нагрузка на двигатель минимальна, а напряжение с датчика будет превышать, чем оно должно быть, то в двигатель будет подаваться излишек топлива.

К примеру возьмем двигатель фольксваген пассат B3 2Е с ДМРВ потенциометрического типа. По базе данных Autodata напряжение на выходе датчика при незаведенном двигателе должно составлять 0,3 вольта, на заведенном работающем на холостом ходу прогретого двигателя 0,8 вольта.

Буквально на днях приехал клиент с таким мотором на фольксвагене 1992 года выпуска с жалобой на черный дым из трубы автомобиля и периодическим подтраиванием двигателя. По его словам он уже две недели ездил по мастерам, но все безрезультатно.

Первым делом подняв капот я обратил внимание на наличие ДМРВ. Если он присутствует на моторе, то дозирование топлива происходит по его сигналу. А вот какой сигнал может быть, это уже как кто покрутил и в какую сторону ползунок потенциометра ДМРВ.

При подключении мультиметра к сигнальному выводу и измерении напряжения при включенном зажигании но не заведенном двигателе составило 0,28 вольта. На первый взгляд ничего страшного. При работе двигателя на холостом ходу напряжение подпрыгнуло до 1,35 вольта! По мере прогрева двигателя оно упало до 1,3 вольта! А должно быть 0,8 вольта! Это ни в какие ворота не лезет.

К сожалению многие почему то этого не знают и регулируют произвольно. После регулировки положения ползунка добился 0,8 вольта при работе на холостом ходу и мотор заработал нормально, перестал дымить и подтраивать. Весь ремонт в течении 10 минут, а он две недели ездил в поисках причины.

Хочу обратится к таким мастерам и сказать: Ребята! Учите материальную часть двигателя и его устройство с принципом функционирования ЭСУД на автомобилях!! Не крутите все подряд, что можно крутить, а что нельзя.

Ремонт датчика массового расхода воздуха потенциометрического типа

Ремонт ДМРВ заключается в следующем. Нам необходимо восстановить его нормальную работу. Для этого нужно или при помощи специального состава восстановить протертые дорожки потенциометра или сдвинуть пластину с резистивным слоем датчика так, чтобы ползунок стал двигаться по еще не стертой части резистивного слоя.

Второй способ наиболее приемлем и менее трудоемок. Для ремонта ДМРВ с протертой дорожкой необходимо открыть крышку ДМРВ. Она сидит на специальном герметике. Для его размягчения аккуратно нагреваем пластмассовую крышку ДМРВ феном и снимаем, поддевая отверткой.
Далее нам необходимо открутить четыре винта крепления разъема и снять его. При помощи ключа отворачиваем стяжной болт ползунка потенциометра и снимаем его.

Теперь у нас появляется возможность при помощи отвертки открутить винты пластины с дорожками потенциометра. Откручиваем и аккуратно снимаем.
Теперь нам нужно при помощи надфиля сделать отверстия в пластине овальными, чтобы иметь возможность передвигать пластину вверх или вниз относительно ползунка.

Устанавливаем пластину на место и слегка притягиваем ее винтами. Устанавливаем на место ползунок потенциометра и затягиваем стяжной болт. После чего аккуратно передвиньте пластину потенциометра так, чтобы ползунок стал двигать чуть выше или ниже протертого резистивного слоя. Затяните окончательно винты.

Установите датчик массового расхода воздуха обратно на автомобиль и произведите его регулировку согласно базы данных автодаты или либо другой. Чтобы ползунок немного передвинуть, отпустите фиксирующий винт и выставите его в нужном положении для достижения необходимого напряжения.
Всем пока и удачи в ремонте!

***Рекомендую прочитать:

*Добавить статью в закладки:

Комментарии (5) на “Датчик массового расхода воздуха. Проверка и ремонт”

  • Максим:

    Спасибо.То что искал.

  • Андрей:

    Добрый день.Подскажите пожалуйста…сместил на 1 мм плату расходометра,при измерении напряжения при включенном зажигании все показатели в точку…а на прогретом как у Вас 1.5 вольта.чтобы добиться нужных величин,нужно юстировочным винтом ослаблять и сдвигать ползунок вправо?я правильно понял?

  • Андрей:

    Андрей,добрый вечер…делал так у Вас написано..умудрился вывести показания по мануалу..вывел на ХХ около 0.88-090в….пришлось смещать ползунок вправоно по показателям 1ножки и 11,ползунок упирается в стопор и до 11 ножки не доходит…и машинатупит…очень.Пришлось ползунок сдвигать в самый край графитовой дорожки на 1 контакте…машинка все равно плохо набирает скорость…более-менее подстроил при 1.20в на програтом ХХ,но все равно 115 ЛС не видно.До настройки заменил Грибок отработавших газов,ДТОЖ,ДДЗ И свечи….подсосов также нет,все трубки новые…
    Может быть что еще посоветуете?кстати графитовый слой в ДМРВ не очень протертый,наверное еще бы походил…

Оставить комментарий